Как появился холодильник

Холодильник — история происхождения вида

Само название «холодильник» (англ. — refrigerator) впервые было предложено в 1800 году Томасом Муром, инженером и личным другом президента США Джефферсона. Корпус его холодильника был из кедра, внутри находился контейнер из металлических листов, изолированных от корпуса кроличьим мехом. В XIX веке такие устройства в Америке называли айс–боксами (ледяными ящиками — один для охлаждаемых продуктов, другой — для льда, заменяемого по мере необходимости).

Александр Македонский пытался поддерживать боеспособность солдат запасами холодной воды. Нерон не останавливался ни перед какими затратами, чтобы потчевать своих гостей холодными винами и яствами. В дело шли лед и снег, заготовку которых вели в основном в горах, а то и на замерзавших водоемах.

Еще галерные рабы нашли способ сохранять студеной ключевую воду, добавляя в нее селитру,— это помогало им выжить. Знали древние и другой способ: сосуды с водой опускали в морскую воду. Греки использовали пузатые кувшины — псикетры. Египтяне применяли керамические цистерны: рабы, обмахивая их опахалами, усиливали испарение влаги через пористые стенки, добиваясь охлаждения жидкостей. Правда, под властью варваров о многих открытиях древности надолго забыли.

Лишь в XIII веке из книги Марко Поло, вернувшегося после многолетнего пребывания в Китае, Южная Европа узнала о том, какую пользу в хозяйстве могут принести лед и снег. В меню состоятельных граждан Венеции, Флоренции, Рима появились замороженные фрукты.

К середине XVI века быстрые разумом итальянцы, поднаторевшие в алхимии, научились сильно охлаждать и даже замораживать продукты, добавляя в лед соль, поташ и другие химикалии.

Тут нам придется вспомнить Екатерину Медичи, известную кровавой расправой с гугенотами в Варфоломеевскую ночь. Став супругой французского короля Генриха II, она привезла в Париж из родной Флоренции большую свиту соотечественников; среди них был искуснейший повар и кондитер по прозвищу Бонталенти (буквально: «Одаренный»). Он баловал короля и королеву первыми при французском дворе замороженными фруктами, десертами из молока и ванили, приготовленными по секретному флорентийскому рецепту. Не исключено, что при помощи этих замороженных деликатесов злодейка и покорила сердце Генриха II.

А другой хитрый итальянец, Франсиско Прокопио, завел в Париже кафе, где продавал ледяные шербеты. Их популярность привела к тому, что число поставщиков льда в столице быстро перевалило за две с половиной сотни.

Мороженое было любимым лакомством и Людовика XIV, который вообще всегда был не прочь закусить.

В XVIII—XIX веках в зажиточных домах уже были холодильники. Не спешите удивляться: в качестве таковых применялись фарфоровые и фаянсовые лохани для охлаждения вина. В них укладывали бутылки с вином, насыпали колотый лед и подавали к столу. Другое название этого предмета — «бутылочная передача»; слуги переносили, передавали ее с одного конца стола к другому, дабы не утруждать собравшихся за трапезой господ.

На Руси исстари при домах и больших поварнях устраивали ледники в виде врытого в землю сруба, который набивали льдом или снегом, сверху укрывая толстым настилом, землей и дерном.

Двести лет назад Томас Мур, инженер из захудалого сельского штата Мэриленд, своими руками построил прототип кухонного ледника. Хотя преследовал совсем другую цель.

Свой скромный бизнес Томас Мур делал на поставке сливочного масла в Вашингтон. Специального транспорта для этого не было, а доставлять масло в столицу надо было свежим. Тогда упрямый Томас соорудил для масла емкость из тонких листов стали, обернул ее кроличьими шкурками и поместил в бадью из кедровой клепки. Лед он насыпал сверху. И дал своему детищу имя «рефрижератор». Не забыв оформить заявку в патентном ведомстве.

Во второй половине XIX века миллионы семей по всему миру, но в основном в Америке, Европе и Австралии обзавелись домашними ледниками, имевшими вид кухонных шкафов. Теплоизоляцией служил уже не мех кроликов, а пробка и опилки.

Как правило, это был нарядный шкаф, фанерованный красным деревом, с резьбой и инкрустацией и даже с зеркалом — по мебельной моде того времени.

Над камерой для продуктов или под ней был отсек для льда. Талую воду через кран спускали в поддон.

Но вот беда: температура таяния льда ноль градусов. Для хранения большинства продуктов, особенно скоропортящихся, этого маловато. Пользуясь древним рецептом, ко льду добавляли соль.

Но даром ничего не дается, пришлось считаться со значительным увеличением расхода льда. Его и так приходилось заправлять в домашние ледники по нескольку раз в неделю. Льда катастрофически не хватало.

В разработке холодильных систем еще в середине XIX века удачливее многих поначалу оказался француз Фернан Каре: он придумал остроумный способ получения искусственного холода за счет абсорбции аммиака. Не вдаваясь в технические подробности, скажем только, что это был замечательный способ, который, тем не менее, забыли лет на сорок.

И вот в начале прошлого века в Москве, на Мясницкой, появилась фирма некоего негоцианта Павла Вортмана. Москвичам коммерсант предлагал внушительных размеров агрегат под интригующим названием «Эскимо», в котором материализовался принцип Фернана Каре.

«Простой уход, специальных знаний не требуется»,— уверяла реклама Вортмана.

«Эскимо» был бесшумным и универсальным. Топливом для него с одинаковым успехом служили дрова, уголь, спирт, керосин (электрических агрегатов еще не было). За один цикл работы «Эскимо» намораживал 12 кг льда.

Разумеется, такую ледоделательную машину могли себе позволить лишь состоятельные господа (или предприниматели, применявшие лед, например, в торговле мороженым, кондитерскими товарами, мясом, рыбой, пивом и проч.).

Но главную роль в судьбе домашнего и промышленного холода сыграл немецкий аристократ Карл фон Линде.

В историю техники его имя вписано прежде всего благодаря изобретению промышленного способа сжижения газов. По ходу дела он уже в 1876 году, 35 лет отроду, создал холодильную машину с компрессором, работавшим на аммиаке; она-то и пригодилась для производства льда в невиданных ранее масштабах.

Холодильными машинами Линде обзавелись мясные бойни, пищевые фабрики; ими оснастили вагоны, речные и морские суда, в том числе те, что из Австралии в Европу перевозили многие тысячи тонн баранины.

Холодный рассол (или аммиак) циркулировал по разветвленной системе труб, охлаждая помещения, загруженные товарами. Появились большие торговые и промышленные холодильные склады.

Со временем машина Линде (конечно, в миниатюрном исполнении) стала сердцем домашнего холодильника.

Тут, как нельзя кстати, вовсю развернулась электрификация быта. Первым в 1893 году оснастил компрессионный холодильник электроприводом американец Элайя Томсон.

Но новорожденный был еще очень далек от совершенства. Агрегат имел приводные ремни и производил много шума; из-за утечек газа — тогда это были небезопасные аммиак или сернистый ангидрид — в помещении стоял неприятный запах. Громоздкие шкафы старались упрятать в подвалы или цокольные нежилые этажи, чтобы не слышать, не видеть и не обонять этих монстров.

На этот раз спасение пришло из Европы. Отцом современных холодильников суждено было стать скромному датскому инженеру Стинструпу.

В 1926 году он спрятал компрессор и его электродвигатель под герметичный колпак, чем сразу убил трех зайцев: сделал домашний холодильник бесшумным, безвредным и долговечным. Патент на герметичный агрегат поспешила приобрести богатенькая General Electric.

Теперь пришло время избавиться от аммиака и сернистого ангидрида, то есть подыскать другой носитель холода. Тогда вспомнили, что бельгиец Сварт открыл и изучил новый газ фреон, который в жидком состоянии кипит при — 32, 8 градуса Цельсия, химически пассивен и будто бы совсем не ядовит.

Холодок бежит за ворот

Отечественные холодильники обязаны своим появлением Анастасу Микояну, который с 1926 года по воле партии был наркомом торговли, заведовал снабжением страны и пищевой промышленностью.

Среди прочих грандиозных проектов нарком задумал дать советскому народу домашний холодильник и хоть немного сократить разрыв в уровне бытового комфорта между «нами» и «ними».

Поддержанный Сталиным, он наладил производство холодильников.

Сначала это был ледник особого рода. Решение созрело, когда в 1933 году только что построенный завод Мосхимтреста в Филях выдал первые блоки сухого льда из твердой углекислоты (температура — 78, 5 градуса Цельсия. Куда там обычному льду!).

Тому же заводу и поручили выпускать бытовые холодильники, заправлявшиеся сухим льдом; размера они были разного — от небольшой тумбочки до вместительного шкафа-кладовой.

«Квартирный холодильник» на 15 кг продуктов стоил 200 рублей и явно был рассчитан на обитателей тогдашних коммуналок, на коллективное пользование.

Но хрустальной мечтой Микояна был компрессионный холодильник вроде американского. Им стал ХТЗ-120 (с камерой емкостью 120 литров) Харьковского тракторного завода. Но до серийного производства дело не дошло: помешала война.

Первая после войны партия отечественных компрессионных холодильников вышла из цехов автомобильного завода ЗИС (ныне ЗИЛ) в начале 50-х. Сделаны они были по автомобильной технологии и, несмотря на примитивный дизайн, отличались высоким качеством. Металлический, а не пластмассовый корпус, камеры из нержавейки, чуть ли не вечный холодильный агрегат, безотказная автоматика.

Многие из них до сих пор хранят продукты, а заодно, как ни парадоксально, тепло и уют.

Когда появился первый холодильник и кондиционер

Вы когда-нибудь задумывались о том, где раньше люди хранили продукты? Как спасались от жары? Где и когда изобрели холодильник, морозильную камеру, кондиционер?

Оказывается, история этих изобретений начинается еще в древности.

Немного истории

Чтобы ответить на этот вопросы, достаточно обратиться к историческим фактам: в древности люди не запасали еду, а питались тем, что только добыли при помощи охоты, рыболовства и собирательства. При оседлом образе жизни появились такие способы хранения продуктов, как консервирование, копчение, охлаждение в подвалах, в воде.

В XIX веке идея изобретения холодильной установки воплотилась в создании специальных ящиков, внутрь которых помещались куски льда. Неудобство такого изобретения заключалось в том ,что лед таял, и его необходимо было постоянно менять. Удобно было лишь заготовителям льда, так как это дело приносило хорошую прибыль. И лишь в начале XX века в Америке появился холодильник.

История создания и появления кондиционеров и холодильников в США - American Butler

Произошло это при появлении электричества. США стали пионером и в этой отрасли. Сегодня мы знаем, что для работы холодильника необходим фреон, первое же оборудование работало на аммиаке. В случае утечки газа для хозяев холодильного устройства могла наступить смерть, поэтому новое изобретение не пользовалось популярностью.

Изначально купить холодильник могли позволить себе только состоятельные американцы, но постепенно, с усовершенствованием холодильной системы, холодильник стал доступен многим. В 1930 году оборудованием владели 850 тысяч жителей США, в 1940 году число владельцев холодильников достигло 4 миллионов.

Читайте также  Что такое система размораживания No Frost

Появление кондиционеров в Америке было не случайным. На большей территории Штатов жаркий климат. Максимальная температура, которая может быть зафиксирована в Америке – 50 градусов по Цельсию. Поэтому кондиционеры для страны являлись нужным актуальным новшеством. Впервые вентилятор, работающий от электрической сети, был придуман в 1886 году Шулером Уилером, жителем Юга Америки. Более 50 лет люди пользовались этим удобным изобретением, а 1928 году инженером Виллисом Карриером был придуман бытовой кондиционер. Вообще это устройство было изобретено инженером намного раньше, но, как и холодильник, оно работало на аммиаке, что делало его смертельно опасным оружием.

Появление холодильников и кондиционеров в бытовой жизни американцев стало настоящей революцией в технологической отрасли. Это позволило не только сделать жизнь удобнее, но и поменять полностью распорядок дня. До этого на Юге рабочий день зависел от температурного режима, летом в помещении было очень сложно работать. И лишь с доступностью кондиционирования вся деловая жизнь Юга постепенно перешла в офисы.

Создание холодильника в США - фото современных холодильников - American Butler

История появления холодильника в Америке - черно-белое фото создателей - American Butler

Система кондиционирования и охлаждения воздуха в США - фото первых кондиционеров - American Butler

Важные даты из истории холодильной промышленности

Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без технологичных благ цивилизации, в том числе, без кондиционера и холодильника. Благодаря этому наша жизнь наполнена удобствами и комфортом. Поэтому стоит узнать о нескольких датах, важных для истории холодильной промышленности Америки:

Когда появилась система охлаждения в США - фото комнаты с центральным кондиционированием - American Butler

  • в 1902 году в кузнечных цехах одной американской компании устанавливается первый кондиционер Виллиса Карриера;
  • в 1906 году Виллис Карриер разрабатывает и устанавливает кондиционеры на ткацкой фабрике в Южной Каролине;
  • в 1911 году происходит выпуск первого холодильника «Audiffren» компанией «General Electric»;
  • в 1916 году врачом Фредом Вольфом создал охлаждающее устройство, вырабатывающее кусочки льда – именно это изобретение натолкнуло последующих ученых на создание лотков ледяных кубиках в современных холодильниках;
  • 1923 год выпускается впервые холодильное устройство компанией, ставшей впоследствии известной, «Seeger Refrigerator Company»;
  • до 1940 года выпускаются только деревянные холодильники;
  • в 1924 году набирает популярность использование кондиционеров, их устанавливают в коммерческих и общественных местах;
  • 1928 год ознаменован продажами кондиционеров для жилых домов и квартир;
  • В 1928 году был изобретен фреон, послуживший толчком к улучшению холодильного производства;
  • В 1935 году компания «Crosley» выпускает в продажу холодильник с полками.

Кстати, не все знают, но холодильники с двумя отсеками, холодильной и морозильной камерой, называют холодильниками американского типа. Настолько технологичные изобретения и комфортные условия ассоциируются с американским образом жизни. Прочувствовать этот образ наяву, познакомиться с историей этой удивительной страны, проникнуться идеей «американской мечты», возможно, только путешествуя по Америке.

Лёгкий бриз капитализма, или история автомобильных холодильников в СССР.

К началу 70-х годов, в связи с массовой автомобилизацией населения и логичным расцветом автотуризма, советская промышленность начала запускать в производство бытовую технику, предназначенную для улучшение комфорта путешествующих в дальних поездках. По проверенному принципу за основу брался хороший импортный образец, который затем подгонялся под советские нормали и особенности местного производства. Головным отраслевым министерством по вопросу освоения автомобильных холодильников было назначено Минлегпищемаш Украинской ССР, где их и производили последующие 30 лет, вплоть до распада Советского союза.

Сначала немного теории.
Принцип работы термоэлектрического автомобильного холодильника, работающего от штатной розетки прикуривателя, основан на эффекте Пельтье — переносе энергии от одного проводника к другому при прохождении через них электрического тока. Проще говоря, внутри такого холодильника есть батарея из двух проводников. При подаче тока тепло переходит от одного из них (того, что ближе к внутренней стенке холодильника) к другому — наружному. Таким образом тепло отводится из холодильного отсека наружу.
Самое интересное, что эффект Пельтье работает и в обратном направлении. Если изменить полярность, т. е. направление прохождения тока, нагреваться начнёт уже внутренний элемент, а охлаждаться — наружный, и холодильник превратится в печку.

По укоренившейся практике глобального дефицита свободно доступный в наше время девайс в советское время выпускался небольшими сериями, и добыть его было большой удачей. Но при наличии в машине такого "чуда техники" дорога на юг, с мороженым для детей и холодными напитками на вечер для родителей, по комфорту переходила на новый уровень и приобретала все признаки "забугорного" путешествия.
В основном советские производители выпускали примитивные модели, простонародно втыкаемые в прикуриватель, но существовали и более экзотические агрегаты.

Первоначальные варианты в виде прямоугольного ящика могли быть 2 размеров, для легковушек это
Холодильник автомобильный термоэлектрический "ХАТЕ-12М" Вес — 6 кг., объём камеры 12 литров.
Достаточно дорогой по тем временам прибор ( 45 р. 00 коп.) был рассчитан на долгий срок эксплуатации: Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Внути помещались съёмные полки с отверстиями для пары бутылок.
Согласно инструкции: "Термоэлектрические холодильники типа ХАТЭ предназначены для охлаждения и кратковременного (не более 48 ч) хранения пищевых продуктов во время движения автомобиля, на стоянках в зонах отдыха и других местах. ХАТЭ-12 рассчитан на работу от сети автомобильного аккумулятора напряжением 12 вольт (постоянного тока). В местах стоянок холодильник его можно подключать к сети переменного тока напряжением 220 В или 127 В через выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, который есть у многих автолюбителей." То есть ничего лишнего в комплект не входило.
Зато мягкая пластиковая ручка для переноски, установленная в крышку, при застёгивании в корпус могла запираться ключами на 2 металлических замка, как на чемоданах. В наше время такая мера безопастности выглядит парадоксально, но мало кто знает, что даже бытовые холодильники "ЗИЛ" до 70-х годов имели личинку с ключом на ручке открывания, дабы присечь возможность воровство продуктов соседями по коммунальной квартире. Кухни же были общими…

Версия для грузовых машин "ХАТЭ-24 У4" была рассчитана на работу от бортовой сети 24 В.
Это значительно более прочное изделие, с корпусом из листовой стали и покрытием искусственной кожей черного цвета. Внутренняя чаша корпуса была сделана из пищевого алюминия. Теплоизоляция — формованный пенополистирол. Крышка холодильника служила стильным подлокотником, при установке между сиденьями водителя и пассажира в кабине.
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 70-е годы, цена — 60 р. 00 коп.

Более широкий фунционал предлагали следующие модели, выпуск которых был начат уже в 80-х годах.

Холодильник автомобильный "Холодок" и ХТЭП-13,8ПР
Опять обратимся к инструкции: "Холодильник имеет три режима работы: основной, вспомогательный и нагрева. При основном режиме работы разность температур окружающей среды и в холодильной камере 26°С, при температуре окружающей среды 32 °С. Вспомогательный режим работы рекомендуется использовать с целью уменьшения потребляемой мощности, а также для эксплуатации холодильника при окружающей температуре воздуха 25°С и ниже во избежание замораживания продуктов. В камере установлен датчик температуры. При достижении в режиме нагрева максимальной температуры 70°С холодильник отключается. Внутри имеются дополнительные рамки для фиксации вертикально 3 стандартных бутылок.
В отличие от зарубежных термоэлектрических холодильников температура внутри холодильной камеры описываемых холодильников ниже в среднем на 5 °С, а средняя потребляемая мощность — на 10%."
Переключение с режима охлаждения на режим нагрева было предельно простым — штекер провода вынимался и поворачивался на 180*. А при условии нагрева холодильник становился практически духовым шкафом, удобным для разогрева пищи или напитков (без кипячения). Как в анекдоте: чукча в холодильнике греться будет…
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 80-е годы, цена — 70 р. 00 коп.

Несколько моделей малого размера были разработаны под конкретные марки советских автомобилей.

Холодильник автомобильный "Кроха"
Разработан персонализировано для для ВАЗ-2101, 2102. Устанавливался под панель приборов, перед ручкой КПП, и в соответсвии с названием не отличался большим объёмом, позволяя разместить несколько бутылок "Буратино" или пива (для употребления на стоянке) . Но был очень функционален и зрительно улучшал практически спартанский интерьер ранних Жигулей.
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 1988 год, цена — 45 р. 00 коп.

Отдельной темы заслуживает модель автохолодильника, работающая вообще без электричества.

Это уникальный холодильник "Снежинка", выпущенный небольшой экспериментальной партией. Даже инструкция по установке представляла собой не привычный типографский буклет, а несколько листов "отремленных" чертежей — копий заводской документации.
По инструкции — "Предназначен для кратковременного хранения продуктов в дороге. Представляет алюминиевую камеру с термоизоляцией из полистирола, обтянутой чехлом из полихлорвиниловой цветной пленки. Емкость рабочей камеры 8 л. Холодильник подключается к двигателю параллельно с карбюратором. Благодаря разряжению, создаваемому двигателем, в холодильную систему засасывается атмосферный воздух и бензин из бензобака. Эффект охлаждения получается за счет испарения бензина под вакуумом в каналах камеры-испарителя. Холодильник не связан с аккумулятором и не оказывает, отрицательного влияния на двигатель, не требует дополнительного расхода бензина. Понижение температуры до установленного режима происходит в течение 40 — 60 мин. Холодильник может функционировать на любых режимах работы двигателя и на холостом ходу. Устанавливается на автомобили "Волга" ГАЗ-21 и "Москвич 408".
Судя по схеме монтировался он не привычно спереди, под торпедой, а на задней полке, поближе к бензобаку.
Производитель — завод "Автогенмаш" г. Одесса 1971 г., цена — 85 р. 00 коп.

Ну и на последок самый малотиражный представитель данного семейства автомобильных аксессуаров. Мне удалось найти только описание и пару фотографий. Буду рад получить дополнительную информацию от уважаемых читателей, кому удалось столкнуться в реальной жизни с этим прибором. Но лично я с таким названием загрузить что-либо в свою машину просто не рискнул…
Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп».
Разработчик — Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, ёмкость 4 литра.
Производитель — Днепропетровский завод "Электробытприбор". 1970 год., цена не известна.

Наступление эпохи перестройки внесло свежую струю в технические возможности украинских предприятий.

Завод "Электроприбор", создав совместное предприятие с известной французской фирмы Campingaz, провёл, как сейчас выражаются, ребрендинг своей удачной модели "Холодок" и вышел на международнй рынок
с моделью COLDSTAR 100 / ХТЭП -9,2 (прошу не путать с GoldStar). Все надписи стали выполняться на английском языке, а новый логотип на крышке просто врезали в рамку на место старого, экономя на новой пресс-форме.
По отзывам пользователей, "… это советских холодильник, собран на 4 термомодулях, с оборонки. Реально за сутки охлаждает пиво до замерзания нижних банок. Единственное, там вентилятор шумноват."
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 1990-е годы, цена не указана.

Читайте также  Что значит если на холодильнике горит Alarm

Примерно в это же время в продаже появился автохолодильник Кварц Х10.

Не знаю, холодильник какого именно производителя был взят за основу, но модель получилась удачная, с современным ярким дизайном на уровне новинок начала 90-х. Крепкий пластиковый корпус выпускался в 3 цветовых вариантах: серый, голубой и светло-фиолетовый, ручка-переноска при опускании вниз герметично запирала толстую крышку. А адаптер для подключения к сети 220V стал входить в стандартную комплектацию. Инструкция была отпечатана на двух языках: русском и украинском. Согласно ей, "…автохолодильник подключается к прикуривателю и поддерживает в камере температуру на 12-14 градусов ниже температуры окружающей среды. Обьём 10 л. Также может работать на нагрев — режим нагрев/охлаждение выбирается стороной включения вилки шнура. Оснащён устройством, предотвращающем разрядку аккумулятора "в ноль" при выключенном двигателе.
Производитель — Львовский завод «Электронбытприбор», 1990-е годы, цена не указана.

В наступившую постсоветскую эпоху предприятия, производившие на Украине автохолодильную технику, постепенно прекратили её выпуск, поскольку на рынок хлынул поток более дешёвых изделий из Азии. На этом и заканчивается история советских автомобильных холодильников, брутальных, но надёжных и долговечных. И если вам посчистливиться найти в гараже или на антресоли подобного "динозавра", то, стряхнув с него 30-ти летний слой пыли и подключив к сети, не удивляйтесь, что он окажется во вполне рабочем состоянии.

Весьма простой по своей конструкции, термоэлектрический холодильник обладают множеством плюсов:
⊕ Надёжность. Нет подвижных элементов, не считая вентилятора охлаждения — ломаться в нём почти нечему.
⊕ Вибростойкость. Не боится тряски, езды по ухабам и больших кренов — может работать даже на боку и вверх дном.
⊕ Отсутствие хладагента. Нет фреона — нет и утечек. Обслуживания также не требует.
⊕ Бесшумность. Вентилятор охлаждения может шуметь, но не громче компьютерного кулера.
⊕ Работа «печкой». В режиме нагрева можно греть продукты, что делает его актуальным и в зимних путешествиях.
Но есть и некоторые минусы:
⊖ Низкая эффективность. Не стоит ждать термоэлектрических чудес: такой холодильник создаёт разницу температур (наружной и температуры внутри холодильной камеры) около 15–17 °C. Соответственно, если салон машины нагрелся до +25 °C, в холодильнике будет около 10 градусов тепла — лёд в нём точно не довезти.
⊖ Медленное охлаждение/нагрев. Для создания даже такой небольшой разницы температур холодильнику требуется много времени.
⊖ Высокое энергопотребление. С выключенным мотором работающий холодильник в машине не оставишь — быстро разрядится аккумулятор.

Для успешного практического использования нужно соблюдать несколько несложных правил.
Свойства такого вида агрегатов в том, что они не могут создавать в камере какую — то фиксированную температуру, как в системах с компрессорами или аммиачными холодильными агрегатами. Термоэлекрик создаёт температуру на 8 — 14 градусов ниже температуры окружающей среды. Летом не рекомендуется держать автохолодильник в багажнике и на солнце, лучше в салоне и в тенёчке. При загрузке перед включением хорошо использовать так называемые холодильные элементы — пластиковые кирпичики с наполнителем, которые предварительно замораживаются в домашней морозилке и засовываются с едой и питьём в камеру. Реально набитую доверху камеру сам холодильник охладит часа через два, не раньше, а с элементами — за полчаса. Но не надейтесь получить из данного агрегата запотевшую бутылку пива. Как правило, то, что из него достаёшь в дороге — просто приятно прохладное для питья и еда не тухнет за три часа в дороге.
А вот зимой можно сохранить продукты тёплыми и не заморозить нечто необходимое, включив режим подогрева. Греет так же на 8 -14 градусов выше наружнего воздуха.
Агрегаты неубиваемы, поскольку единственная движущаяся часть — микровентилятор. Аккумулятор агрегат посадит точно за 6 часов работы с выключенным мотором автомобиля.
Но в дороге и на пикнике для поездок в компании — вещь незаменимая.

История создания и развитие домашней бытовой техники

Современные электробытовые приборы на заре своего рождения имели совсем другой вид нежели современные высоко технологические модели, которые есть в каждой семье. Загляните в прошлое домашних бытовых приборов.

Пользуясь современными бытовыми приборами, мы не задумываемся о том, что они представляли собой на заре их появления. Порой не замечаем, что вставая утром, мы включаем какое либо из домашних устройств, без которых наша жизнь не представляется возможной, и если на мгновение представить, что нет телевизора, холодильника, микроволновой печи или утюга, невольно задумываешься о том, насколько современное человечество зависит от электронных устройств, облегчающие жизнь и экономящие кучу времени. Какие-то сто лет назад всего этого не было и что ждет нас через век сказать очень трудно, можно только предполагать. Итак, как появились и что представляют сегодня домашние бытовые приборы?

Телевизор

Идея передачи изображения на расстояния идет из глубокой древности, вспомните русскую сказку о «блюдце с наливным яблоком», которое тоже показывало изображение. Первое воплощение этой идеи началось в конце 19 века, и только в 1907 году изобретателем Максом Дикманном был продемонстрировано первое подобие телевизора механического типа, имеющего двадцати строчный экран 3 на 3 см и частоту 10 кадровс. Принцип электронного телевещания в 1923 году запатентовал наш соотечественник Владимир Зворыкин, эмигрировавший в штаты.

А в 1927 году США началось первое телевещание, затем в 1928 году Великобритания тоже начала трансляции, а следом Германия в 1929 году. УКВ диапазон для массового телевещания ввела Германия в 1935 году. С этого момента началось бурное развитие телевизоров, которые имелись у 180 тыс. американских семей в 1947 году и к 1953 году эта цифра выросла до 28 млн. Современный телевизор не изменил своего предназначения, только функциональные возможности и размеры экрана претерпели изменения, которые позволяют ощутить происходящее на экране в полную силу.

Холодильник

Хранить продукты с помощью холода умели жители умеренных и северных широт, в южных странах даже не представляли, что лед может быть полезен для бытовых нужд и только богатые южане могли заказать снег с горных вершин. Наши предки делали погреба. Которые не сильно отличаются от нынешних подземных холодильников, которыми до сих пор пользуются наши дедушки и бабушки. Первый искусственный лед получен в 1850 году Джоном Гори, который использовал копмрессионный цикл в своем устройстве, похожая конструкция используется и по сей день.

В 1879 году в компрессоре стали использовать аммиак и многие предприятия мясной промышленности и другие схожие стали закупать устройства для изготовления льда. Первый бытовой электрический холодильник был изготовлен в 1913 году и использовал в своей конструкции довольно токсичные вещества. В 1927 году General Electric выпускает в массовое производство холодильник Monitor-Top, который был очень популярным и продажи достигли 1 млн. штук. Фреон начали использовать в 1930 году, и используют сегодня. Современный холодильник – это атрибут каждой семьи, который имеет интеллектуальное управление, позволяющее сохранять продукты долгое время.

Микроволновая печь

Американский военный инженер Перси Спенсер, проводя опыты со сверхчастотным излучением, заметил свойство нагревать продукты и запатентовал в 1946 году свое изобретение. Первая в мире СВЧ была выпущена американской фирмой Raytheon в 1947 году и называлась Radarange. Поначалу она использовалась исключительно военными для размораживания продуктов в солдатских столовых и имела размеры с человеческий рост.

Первая бытовая микроволновая печь для дома была представлена Tappan Company в 1955 году. И только в 1962 году японская компания Sharp выпустил первую серийную модель на массовый рынок, которая на первых порах не пользовалась большим спросом. Современная СВЧ представляет собой устройство, которое включает в себя гриль, конвекцию, микроволны и имеет массу автоматические режимов для приготовления разнообразных блюд. Это устройство крепко вошло в нашу повседневность, благодаря
быстроте выполнения поставленных задач.

Стиральная машина

До 19 века вещи стирались вручную, и существовала такая профессия, как прачка, требующая тяжелого физического труда. Для облегчения стирки использовались примитивные орудия типа колотушек с зазубринами для лучшего стирания грязи. В 1874 году Уильямом Блэкстоуном была запущена в серийное производство первая стиральная машина с ручным механическим приводом, что значительно облегчило этот нелегкий труд.

Электрическая стиралка появилась в 1908 году, а полностью автоматическая в 1949 году в США. На современном этапе развития устройства могут стирать, полоскать и отжимать, а также делать это с заданным температурным режимом и интенсивностью, что позволяет отстирывать любые виды тканей и требуется только положить белье в агрегат и нажать кнопку.

Пылесос

Первым догадался всасывать пыль при уборке помещений Хьюбер Сесил Бут, британец по происхождению, который запатентовал свое изобретение в 1901 году. Изобретатель понял, что устройство будет пользоваться спросом, и конструирует Puffing Billy, громоздкий агрегат, перемещаемый на повозке и работавший сначала на топливе, а затем на электроэнергии. Устройство имело 30 метровый шланг и для уборки помещений подвозилось максимально близко к двери дома.

Первый бытовой электрический пылесос запатентовал П. А. Фискер в 1910 году, весил он более 17 килограмм и вполне мог использоваться одним человеком. В 1919 году создана Ассоциация производителей пылесосов. Первый безмешковый пылесос запатентовала компания Amway в 1959 году. Сейчас пылесосы имеют более мощные параметрами со специальными щетками и фильтрами очистки воздуха, а также легкий вес и компактные размеры.

Данный бытовой прибор имеет очень древнюю историю, принцип горячего глажения использовался во времена древних греков, и имел вид железного прута в виде скалки, который нагревался на огне. В средние века использовали «гавки» металлические кружки, наполненные горячей водой. В 18 веке появился утюг с раскаленными углями внутри, но наиболее популярными были нагревательные утюги. Первый электрический утюг был создан Эрлом Ричардсоном в 1903 году. Последние модели утюгов имеют широкий диапазон температурных режимов, а также функцию пара, облегчающую глажку.

В каком году изобрели холодильник?

настолько привычными стали эти аппараты, охлаждающие воздух (и воду). И мало кто вспоминает про скромного американского врача Джона Горри, которому все человечество обязано глотком свежести и сохранностью продуктов во время жарких летних месяцев.

После Каллена холодильник изобретал Оливер Эванс

О принципе, который разработал и применил на практике Уильям Каллен, вспомнили лишь полвека спустя. В 1805 году американский инженер Оливер Эванс спроектировал похожую охлаждающую установку. Хладагентом в ней должен был быть все тот же диэтиловый эфир. Изобретатель предлагал использовать замкнутый цикл, состоящий в следующем: компрессор сжимал под давлением пары хладагента, повышая тем самым его температуру кипения, и позволял тому сконденсироваться в охлаждаемом воздухом конденсаторе.

Читайте также  No frost что это такое

После хладагент из конденсатора через регулировочный вентиль должен был попасть в вакуум, закипеть там и испариться, отобрав тем самым затраченное на испарение тепло из окружающей среды. Наконец, далее пары охладителя вновь должны были втягиваться компрессором в конденсатор. Как видите, Эвансу удалось спроектировать холодильник современного типа. Однако, к сожалению, он остался лишь на бумаге — изобретатель даже не завершил всех расчетов, необходимых для создания своей машины.

Когда появился холодильник: хронология

Первые упоминания о технологии охлаждения продуктов в Тёмные века


О пользе холода, для хранения припасов, люди знают не одно столетие. Археологи производившие раскопки на территории древней Персии (современный Иран) нашли огромные хранилища под землёй, толщина стен превышала 2 метра, использовавшиеся для хранения льда и назывались «якшаль». Широко использовались ледники, глубокие земляные ямы с крышей, которую разбирали и укладывали в неё глыбы льда, лёд держали в погребе, чтобы хозяйка не бегала во двор за каждой мелкой надобностью. Средневековые алхимики открыли, что при растворении селитры водой в помещении становится холодно.

Кто изобрёл первые приборы, которые превращали воду в лёд

Американский врач Джон Гори придумал использовать компрессор в схеме Эванса и в 1851 г представил публике запатентованный аппарат для производства льда. В 1857 г появился вагон рефрижиратор. Холодильная машина Карла фон Линде использующая аммиак, производила из воды лёд в промышленных масштабах и имела огромный коммерческий успех (1879 г).

Творческий методы получения искусственного холода в XIX веке


В 1841, использовав метод Эванса Джон Гори построил аппарат снижающий температуру воздуха в помещении. Эту машину можно было применять как морозильник и как кондиционер. Карл фон Линде создал прототип первого бытового холодильника (1873 г). Громоздкое детище изобретателя, хладагентом в котором был высокотоксичный аммиак, не могло широко использоваться в быту, как представляющее опасность. Первый работающий на электричестве холодильник появился в 1913 г.

Развитие холодильной промышленности в СССР

В СССР постановлением правительства в 1930 г учреждён ВНИХИ, в Ленинграде была создана своя лаборатория, занимающаяся вопросами «холода». Учёные работали с множеством тем, например: изобрели теплоизолирующий материал, взамен закупаемой за границей пробки. В 1951 г завод ЗИС (впоследствии ЗИЛ) изготавливает холодильник «Москва» с объёмом холодильной камеры 165 л. Его вес нетто 85-95 кг. Производство малогабаритных аппаратов с объёмом камеры 65 л размещено на Саратовском заводе. В 1961 г минский холодильный ) налаживает выпуск «Минск-1». Использовав наработки этих заводов СССР развернул в 60-е годы массовое производство холодильников. Для этого были построены заводы в Баку, Муроме, Орске, Апшеронске, Красноярске и др.

Как подошел к созданию холодильника Джон Горри

Джон Горри, изобретатль холодильника

Джон Горри, изобретатель холодильника

Прообраз холодильника как борьба с тропическими заболеваниями

И вот еще почти через полвека похожая идея пришла в голову известному в штате Флорида специалисту по тропическим заболеваниям и общественному деятелю Джону Горри, который работал в портовом городе Апалачикола. Интересно, что поводом для начала исследований послужила лженаучная, но весьма популярная в то время теория, гласящая, что тропические лихорадки якобы вызывает

  • загрязненный,
  • влажный
  • и жаркий

Впрочем, настоящих возбудителей этих заболеваний открыли сильно позже, да и о том, что их переносчиками являются кровососущие насекомые и клещи, почтенный 42-летний доктор тоже не знал.

Холодильная установка Джона Горри

Холодильная установка Джона Горри

Однако, стараясь справиться с характерным для Флориды недугом, мистер Горри решил, что нужно очищать охлаждать воздух в палатах, где лежали больные. Делал он это с помощью льда, который находился на чердаке над палатой. Горри рассчитал, что прохладный, более тяжелый воздух будет постоянно опускаться вниз. Там его через отверстия в полу высасывала специальная компрессорная установка, которая затем подавала успевший нагреться воздух вновь в охладитель.

Схема, предложенная врачом, работала исправно, однако в ней был один недостаток. Дело в том, что во Флориде даже зимой настолько тепло, что лед добыть практически неоткуда. Поставкой драгоценного хладагента занимались фирмы, владельцев которых называли «ледяными королями» — они везли лед с гор и северных озер и продавали его жителям жарких мест по грабительским ценам. Поэтому Горри быстро понял, что если он не наладит собственное «ледяное производство», то в ближайшее время разорится.

Джон Горри разработал циклическую компрессорную установку, которая производила лед

И вот, хорошенько поразмыслив, Джон Горри разработал циклическую компрессорную установку, которая производила лед. В качестве хладагента талантливый доктор использовал воздух. Цикл же был таков — сначала воздух при помощи компрессора сжимался, а потом резко расширялся в специальной герметичной камере. Этот процесс сопровождался поглощением тепла из окружавшей камеру воды, и она, соответственно, замерзала. После чего цикл повторялся еще раз, потом еще — и так до тех пор, пока льда не становилось столько, сколько нужно.

По завершении своих расчетов Джон Горри заключил контракт с владельцем металлургического завода в Цинциннати — последний обязался изготовить первый экспериментальный вариант холодильной установки. В 1848 году первый холодильник был сделан, а его испытания прошли весьма и весьма успешно. В этом же году мистер Горри запатентовал свое изобретение, а также опубликовал несколько статей, посвященных своей разработке. Казалось бы, изобретателя столь нужного и удобного аппарата ждали слава и богатство, но тут… везение Горри неожиданно кончилось.

Дело в том, что, согласно контракту, партнер доктора обязался произвести на свои деньги лишь один аппарат. Чтобы наладить серийное производство, Горри должен был найти спонсоров. Он энергично принялся за эту нелегкую работу, но увы, никто не хотел вкладывать деньги в этот бизнес. Три года мистер Горри получал отовсюду одни лишь отказы. А вскоре умер и его партнер из Цинциннати.

Хранение продуктов в сельской местности до появления холодильников


Погреб
Деревенским жителям или владельцам частных домов было проще. Где-то на подворье вырывали погреба, оборудовали подпол. Приготовленные блюда выносили в прохладу подземелья. Там же стояли бочки с засоленным мясом птицы и салом, висели свиные окорока, толпились кадки с готовыми домашними колбасами, залитыми смальцем.


Погреб ледник

Более изобретательные и зажиточные крестьяне готовились к лету зимой. Забитые осень птица и скот, избежавшие соления, помещались в ледник. Это была облицованная деревянными досками или земляная яма, наполненная нарезанным на реке льдом. Крышей своеобразному морозильнику служила не пропускавшая тепло ляда – сбитые вместе толстые доски. Сверху на нее насыпались опилки или земля, добавлявшие герметичности сооружению.

Интересно: Как ориентируются машины, копающие тоннели под землей?

Из излишков молока готовили домашние сыры. Створоженную массу помещали в плотную материю, подвешивали к перекладинам для удаления сыворотки. Образовавшиеся круги опускали в рапу – солевой раствор сильной концентрации. Перед употреблением вымачивали в молоке или чистой воде.

Джону Горри не хватило «коммерческой жилки»

Почему же у Джона Горри ничего не получилось? Биографы изобретателя повествуют о том, что гениальному изобретателю не хватало того, что называют коммерческой жилкой, то есть умения продать что угодно кому угодно. Не обошлось и без происков недоброжелателей — тех самых «ледяных королей». Уж они-то сразу увидели то, чего не заметили другие предприниматели — аппарат, созданный Горри, действительно весьма эффективен и надежен. Но его внедрение в производство могло довести их до разорения. Поэтому они организовали газетную травлю изобретателя и вылили на него и его устройство не один ушат грязи. Особенно старался Фредерик Тюдор, который не брезговал даже подкупом экспертов и прямым шантажом бизнесменов, заинтересовавшихся изобретение Горри.

В конце концов, сломленный неудачами в 1851 году Джон Горри вернулся к своим больным. Следует заметить, что попытка осчастливить человечество, подарив ему холодильник, обошлась для изобретателя весьма и весьма недешево, поэтому в последние годы жизни Горри сильно нуждался в деньгах. Здоровье его тоже оказалось подорванным, так что 29 июня 1855 года его не стало.

Так, кто изобрел холодильник?

Создание первого холодильника в мире: краткая история

Впервые термин холодильник появился в 1800 году. Его предложил использовать Томас Мур. Так он назвал свой ледяной ящик – устройство, изолированное от внешнего пространства с помощью кроличьего меха.

Настоящий создатель холодильника – американец Оливер Эванс. Он впервые разработал дизайн холодильной машины, которая работала по принципу пара-сжатия. Год создания – 1805. До практического использования его устройства дело не дошло. В 1834 году, Якоб Перкинс, взяв за основу оригинальную разработку Эванса, создал самый первый персональный холодильник на основе пара-сжатия и получил патент на такой тип оборудования.

Несколько позже, в 1841, американский врач Джон Горри разработал принципы современных холодильников, в основе которых лежит охлаждение с использованием компрессоров.

Все эти изобретения мало повлияли на жизнь обычных людей. Они, как и раньше, активно использовали в быту заранее заготовленный лед. Ведь какой был первый холодильник? Громоздкой, дорогостоящий и опасный. Первая попытка создания недорогого бытового прибора была предпринята Карлом фон Линдев 1873. Однако он все еще оставался достаточно громоздким. Популярные модели персональных холодильников появились только в 1916 году.

Коммерческое использование холодильника началось в Австралии, а не в США

И словно бы по закону подлости, именно в этом году впервые был отмечен факт успешного коммерческого использования установки искусственного охлаждения! Правда, произошло это не в США, а в Австралии. Холодильную машину, похожую на ту, что придумал Горри, разработал британский журналист Джеймс Харрисон (он создавал ее около 20-ти лет, но про опыты Горри ничего не знал). На жарком Зеленом континенте, где естественного льда практически нет, его машина оказалась более чем востребованной, и вскоре он заключил контракт на постройку холодильного устройства для пивоварни в Сиднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: