Чем опасен газ фреон

Опасен ли для здоровья человека содержащийся в холодильнике фреон?

Современные бытовые приборы, безусловно, вносят в жизнь немало комфорта, но многие задаются вопросами, как эти помощники влияют на здоровье, к примеру, опасен ли фреон из холодильника для человека, или не опасен.

Хотя производители бытовой техники утверждают, что даже полная утечка охлаждающего вещества из кондиционера или холодильника не способна ухудшить самочувствие людям, домашним животным или же комнатным растениям, у многих искренность данных заявлений вызывает сомнения.

Чтобы подтвердить их или опровергнуть, нужно знать, что же такое фреон, где и как его применяют, и способен ли он быть токсичным.

  • Что это такое?
  • Где применяют?
  • Вреден ли для человека?
  • Когда опасен фреон?
  • Признаки отравления

Что это такое?

Опасен ли фреон из холодильника

Бесцветные газы, лишенные запаха, при определенных условиях, переходящие в жидкие состояния, и широко используемые в качестве охладителей, вспенивателей, пропеллентов, и растворителей, с химической точки зрения, принадлежащие к группе хлор- или же фторсодержащих углеводородов, как правило, метана или этана – вот что такое фреоны.

Сам термин – это всего лишь общетехническое разговорное название большой группы охлаждающих веществ, которые используются не только в холодильниках, но и в кондиционерах. Достаточно долго в русском языке для них использовался другой термин – «хладоны».

Где применяют?

Помимо холодильников, кондиционеров, систем климата и много другого, с фреонами можно столкнуться:

  1. В газовых баллонах.
  2. В аэрозолях, например, в освежителях воздуха.
  3. В газовых баллончиках, предназначенных для самозащиты.
  4. Имея дело с фторсодержащими пластиками или каучуком.
  5. Используя химикаты против вредителей при работе в саду.

Отрасли, где в той или иной степени задействованы фреоны, помимо производства бытовой техники, это:

  • медицина;
  • табачная промышленность;
  • химическое производство;
  • фармацевтика;
  • парфюмерное производство;
  • пожаротушение.

С глобальной точки зрения, для климатических и природных условий на планете, фреон не опасен, так как на фоне выбросов углекислых газов, его «парниковая» активность ничтожна.

Вреден ли для человека?

Опасен ли для людей фреон из холодильника или кондиционера? В теории, безусловно – предельно опасен, но на практике – вовсе нет.

Производители, как крупных приборов, от системы климатического контроля до баллончиков с освежителями воздуха, в один голос утверждают, что используемый фреон – не горючий, не токсичный и никак не влияет на людей.

Но, нужно заметить, что фреон, используемый в морозилках и другом холодильном оборудовании, начисто лишен и цвета, и запаха, соответственно, заметить его утечку невозможно, до тех пор, пока холодильник не перестанет работать.

Однако, это если говорить о небольшом бытовом холодильнике, но человек может оказаться и рядом с крупными охлаждающими установками, например, работать возле таких «турбин».

Когда опасен фреон?

Когда речь заходит о вреде фреоновых наполнителей, часто вспоминают пресловутое химическое соединение R-22, являющееся одним из компонентов фреона, которое участвует в синтезе фосгена, сильного отравляющего вещества, без запаха и цвета. Но, забывают упомянуть, что данная реакция проходит не самостоятельно, а лишь при нагреве свыше 400 градусов. Только при таких условиях из «бытового» фреона могут выделиться:

  1. Тетрафторэтилен (4-й класс опасности).
  2. Хлористый водород (2-й).
  3. Фтористый водород (1-й).

Однако, несмотря на подобные моменты, говорящие о полной безвредности охлаждающего газа, он все-таки ядовит.

Например, отравление фреоном более чем реально, в условиях подводных лодок или космического корабля, то есть – в любом изолированном от атмосферы, ограниченном пространстве.

Во времена «холодной войны», когда американцы массово опасались ядерной атаки со стороны Советов и строили для своих семей убежища, заполняя их припасами и системами жизнеобеспечения, далеко не все ограничивались простыми, обклеенными фольгой подвалами.

Некоторые вырывали настоящие бункеры. И на территории Техаса, Коннектикута и Аризоны в начале 80-х прошла целая волна отравлений именно фреоном, полученных людьми непосредственно в «вырытых убежищах». К сожалению, за помощью успели обратиться не все.

Помимо изолированных пространств, полностью зависящих от систем жизнеобеспечения, заполненных, разумеется, фреоновыми газами, о том, опасен ли фреон, стоит задуматься, находясь в непосредственном контакте с:

  • крупными рефрижераторами;
  • химически активными соединениями фреона;
  • холодильными установками на рыболовецких судах и атомоходах;
  • водоочистными сооружениями;
  • ракетно-зенитными установками;
  • холодильными комнатами для хранения мясных туш.

И со многими другими профессиональными приборами и операциями, особенно это касается контакта со старым, многократно чинившимся и находящемся в эксплуатации с нарушениями требований по безопасности, оборудованием.

Видео: заправка фреоном холодильника.

Признаки отравления

Токсикологи отравление фреоном относят к интоксикациям галоидопроизводными соединениями углеводородов и отмечают следующие, характерные симптомы:

  1. Неконтролируемое нервное перевозбуждение.
  2. Самопроизвольные мышечные «выкручивающие» судороги.
  3. Любые аллергические проявления.
  4. Состояние, сильно схожее с наркотическим опьянением.
  5. Иссушение и серьезное раздражение слизистых глаз.
  6. Ожоги кожи.
  7. Изъязвление слизистых носоглотки и губ.

Помимо этих, заметных внешне, симптомов, в течение от часа до трех суток, возникают следующие признаки:

  • Головокружение, стягивающая мигрень и дискоординация.
  • Выраженная эмоциональная вялость, неконтролируемая сонливость и абсолютная мышечная слабость.
  • Тремор конечностей, как пальцев или целых кистей рук, так и ног.
  • Дрожь языка, не при речи, а как органа, язык буквально трясется во рту.
  • Боли в сердце, почках, желудке – пострадавшие описывают их, как боль не внутри органа, а в его стенках.
  • Режущие ощущения в поджелудочной железе и в печени.
  • Расфокусировка зрения и судороги глазного нерва.
  • Галлюцинации с четкими ощущениями удушья.
  • Отек лёгких, сопровождающийся тошнотой и спазмами в горле.

Если есть подобная симптоматика, то рассуждать о том, опасен ли фреон или же нет, поздно. Нужно без промедления обращаться за медицинской помощью, так как естественным путем такие виды интоксикаций не проходят, а при отсутствии терапии, исход только один – летальный.

А в случае с фреоном смертельных и просто тяжелых отравлений им в середине прошлого века было достаточно много. Однако, все они происходили при неисправностях бытовых приборов и систем жизнеобеспечения, к тому же находились люди при этом в изолированных полностью пространствах.

Из этого можно заключить, что от наличия в квартире холодильника никакой опасности для жизни и здоровья не исходит, но эксплуатировать прибор стоит в соответствии со всеми рекомендациями, связанными с техникой безопасности, начиная от требований к месту установки и заканчивая режимами работы.

Главный враг здоровья? Правда и мифы об автомобильном кондиционере

На самом деле. В1976 году в США была зафиксирована вспышка пневмонии среди военных ветеранов на съезде Американского легиона. После съезда участники отправились по домам, где и заболели опасной формой пневмонии. Из 4000 тысяч военных в больницу попал 221 человек, а 34 – скончались. Выяснилось, что источником инфекции послужила система кондиционирования. В ней обнаружили бактерии, названные легионеллами, а само заболевание получило название болезни легионеров. Разумеется, бактерии существовали и раньше – вспышки пневмонии неясного происхождения фиксировались по всему миру, однако изучены опасные микроорганизмы были только в 1976 году.

Миф 2. Кондиционер опасен для аллергиков.

На самом деле. Сам по себе кондиционер не может вызывать аллергию. Однако некоторая доля правды в этом утверждении всё же есть. На решётке кондиционера и в его фильтрах могут размножаться споры плесневых грибков, которые как раз могут стать причиной аллергических реакций. Выход прост – хотя бы раз в год чистить фильтры и решётки прибора.

Кроме того, работающий кондиционер создаёт сквозняк, а значит, поднимает пыль в помещении, что тоже может повредить аллергикам. Но в этом плане вентилятор гораздо опаснее, а справиться с пылью поможет регулярная влажная уборка. Ещё одна неприятность, которая подстерегает аллергиков в кондиционируемом помещении, – слишком сухой воздух, который ухудшает течение болезни. Кондиционеры способны снизить влажность в помещении до 30% (норма – 40–60%), поэтому в дополнение к охлаждающему прибору лучше приобрести увлажнитель или купить кондиционер с встроенной системой увлажнения воздуха.

Миф 3. Если в помещении есть больной человек, микробы через систему кондиционирования заразят всех вокруг.

На самом деле. Всё зависит от того, какая система используется. Выгляните в окно: если к кондиционеру подключён отдельный внешний блок, всё в порядке. Такой кондиционер работает автономно и не контактирует с приборами в других комнатах. Если же на один внешний блок приходится несколько кондиционеров, расположенных в разных помещениях, или в помещении центральный кондиционер, который поддерживает температуру во всём здании, такое действительно возможно. Впрочем, системы кондиционирования последнего поколения, предназначенные для больших помещений, способны забирать воздух с улицы, моментально удаляя насыщенный микробами воздух из здания.

Миф 4. Если в комнате работает кондиционер, проветривать помещение не нужно.

На самом деле. Бытовые кондиционеры не забирают воздух с улицы, а прогоняют через систему охлаждения воздух в помещении. В результате кислорода со временем становится всё меньше, а влажность падает. Так что открывать форточку всё-таки придётся.

Миф 5. В воздушных фильтрах автомобиля оседает грязь с дороги, которая потом выбрасывается в салон кондиционером.

На самом деле. Нет. Фильтры созданы для того, чтобы очищать воздух от вредных примесей. Правда, чтобы фильтры работали эффективно, их нужно своевременно менять (обычно это делается при прохождении регламентного технического обслуживания).

Читайте также  Почему мигает лампочка в холодильнике

Однако кондиционер всё-таки представляет некоторую опасность для автовладельцев. Учёные из США выяснили, что в нагретом на солнце припаркованном автомобиле повышается концентрация бензола – канцерогена, который выделяется из пластиковых деталей авто. Как только вы включаете кондиционер, токсин начинает циркулировать по салону. Чтобы обезопасить себя, учёные рекомендуют перед запуском двигателя и кондиционера в течение пары минут проветрить салон машины.

Нажмите для увеличения

Мнение специалиста

Врач-терапевт Ирина Вечная:

– Главные опасности, которые подстерегают любителей кондиционеров, – это простуда, боль в шее и спине, возникающие на фоне сквозняков и переохлаждения. Чтобы избежать этих неприятностей, нужно придерживаться правил использования кондиционера.

Не выставляйте на кондиционере слишком низкую температуру. Разница между температурой в помещении и за окном не должна превышать 6–8 градусов, иначе простуды не избежать. Ведь, как правило, насморк и кашель возникают не от холода, а от перепада температуры, когда вспотевший на жаре человек входит в прохладное помещение.

Не направляйте поток воздуха на себя. Включайте прибор на автоматический режим. Поток воздуха будет рассеиваться, и вы избежите сквозняка.

Пользуйтесь увлажнителем воздуха. Недостаток влаги снижает местный иммунитет слизистых оболочек рта, горла и носа.

Если вы едете в автомобиле, не направляйте кондиционер себе в лицо. Слизистые оболочки носа и рта при переохлаждении становятся особенно уязвимыми.

Следите за тем, чтобы температура в помещении оставалась стабильной. Некоторые пытаются охлаждать воздух, выходя из комнаты, а затем выключают кондиционер. Лучше этого не делать. Любые перепады температуры увеличивают риск простуды.

В спальне лучше устанавливать кондиционер на ночной режим (вентилятор при этом работает на самой низкой мощности) или направлять поток воздуха в потолок или в противоположную от спящего человека стену.

Производители заявили о риске дефицита холодильников и кондиционеров

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Ввоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston). Копия письма от 1 сентября 2021 года есть у РБК, в ассоциации подтвердили подлинность документа.

Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».

Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.

Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

В чем суть проблемы

В производстве кондиционеров, холодильного и морозильного оборудования, ингаляторов сейчас используются гидрофторуглероды. Их применяют также для изготовления аэрозолей, некоторых видов стройматериалов, средств противопожарной защиты. Гидрофторуглероды пришли на смену хладагентам, разрушающим озоновый слой. Применяемые сейчас вещества менее опасны, но все равно способствуют усилению парникового эффекта, поэтому их использование в мире в 2016 году также было решено ограничить. Россия в прошлом году ратифицировала соответствующую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и обязалась сократить объемы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года — на 35%, с 2036 года — на 85%.

Для этого был введен контроль за импортом этой продукции. С апреля 2021 года компании, импортирующие гидрофторуглероды на территорию Евразийского экономического союза, в который входит и Россия, должны оформлять специальные лицензии. В России их выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Ограничение коснулось и оборудования, заправленного такими хладагентами, то есть холодильников и кондиционеров.

Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.

Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб. и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.

Фото:Rudolf / Arco Images / Global Look Press

Какие могут быть последствия

Хладагенты используются не только для самих устройств крупной бытовой техники при их производстве на заводах, но также и для их сервисного обслуживания, например в случае с кондиционерами, говорит Антон Гуськов. По его словам, проблема может затронуть до половины рынка крупной бытовой техники, в том числе холодильников, и многие производители рискуют оказаться без необходимых веществ. При этом на российском рынке локализовано производство большого количества крупной бытовой техники, уточняет представитель РАТЭК. В текущий момент речи о дефиците техники не идет — у производителей есть запасы, но в перспективе невозможность получения лицензии приведет к тому, что многие компании не смогут ни произвести продукцию, ни импортировать ее, предупреждает Гуськов.

Дефицит гидрофторуглеродов в России уже наблюдается, из-за этого цены на хладагенты выросли с начала года в три-четыре раза, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин. По его словам, в России хладагенты практически не производятся, по существу, все гидрофторуглероды импортируются, поэтому при введении новых правил необходимо было предусмотреть переходный период для отрасли.

В Россию, по информации Федеральной таможенной службы, в первой половине 2021 года были ввезены 6,3 тыс. т фторированных, бромированных или йодированных производных ациклических углеводородов, к которым относятся и гидрофторуглероды, на общую сумму $23,3 млн. В 2020 году это были 7,7 тыс. т на $25,8 млн, что на 12% ниже в натуральном выражении и почти на 31% — в денежном, чем в 2019-м. По данным правительства, основной поставщик гидрофторуглеродов — Китай.

АПИК также направила обращения в Минприроды и Роспотребнадзор (копии писем от 30 августа есть у РБК). Ассоциация обращает внимание на то, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года и в 2021 году пока не выдают разрешения на ввоз в 2022 году. Между тем получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев, и в результате, если выдавать разрешения только с января, поставки будут возможны не раньше середины июля. «Подобная практика приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года, дефициту климатической техники и росту конечной стоимости продукции», — не исключает АПИК.

Фото:Guang Niu / Reuters

Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России Глеб Мишин сообщил, что знает о проблеме с дефицитом фреона, она коснулась производства в России холодильников и морозильников, а также компаний — установщиков кондиционеров. Candy-Hoover Group на производстве холодильников использует хладагент, у которого есть российские аналоги, но из-за дефицита фреона в целом произведенные в России аналоги тоже подорожали, признает Мишин.

Входящий в группу Bosch производитель бытовой техники BSH Hausgeräte уже много лет не использует вещества, включенные в перечни озоноразрушающих, заверили в российском офисе компании.

Хладагенты используются также для оборудования складов, преимущественно предназначенных для хранения продовольственной продукции. Дополнительное лицензирование при поставках в Россию уже повлекло за собой рост цен на гидрофторуглероды и увеличение сроков поставок, сообщил Андрей Постников, гендиректор компании «Ориентир», которая специализируется на девелопменте складов. Но компании уже «скорректировали работу по размещению заказов на эти вещества с учетом новых временных интервалов».

Управляющие готовыми складами с проблемой пока не столкнулись. В пресс-службе «Сбер Управление активами», в портфеле которого есть несколько складских комплексов, пояснили, что хладагенты на складах нужно обновлять примерно раз в пять лет и на их объектах этот срок пока не пришел.

Фреон R22, R-407 или R-410A. В чем разница между хладагентами? Что выбрать?

Freony

Фреоны – вещества, физические характеристики которых позволяют использовать их в качестве рабочих тел (хладагентов) в холодильных машинах, чиллерах. В чём заключается сходство и различие различных марок, представленных на рынке?

Читайте также  Почему может потечь фреон в холодильнике

Принцип работы рефрижератора

Цикл работы холодильника состоит сжатия и нагрева хладона, конденсации с рассеянием полученного тепла. Далее жидкость проходит через жиклер, попадает в зону пониженного давления, кипит при низкой температуре с поглощением тепла извне. При кипении происходит основной процесс холодильного цикла – охлаждение. Затем образовавшийся пар снова сжимается и круг повторяется.

В качестве хладагента подбираются химические соединения, подходящие по теплофизическим характеристикам. Т. е. имеющие температуру кипения -20…-50 С при нормальных условиях (t= 0С и давлении 1 атм.).

Этим требованиям очень хорошо соответствует представитель предельных углеводородов (парафинов) – пропан, состоящий из 3 атомов углерода и 8 водорода. Тот самый, который используется в качестве горючего газа в кухонных плитах. Но у него есть существенный недостаток – он горюч, что создаёт опасность пожара или взрыва при утечке в системе чиллере.

Избежать опасности удалось при использовании производных парафинов, в которых один или несколько атомов водорода заменены галогенами – F или Cl, имеющие торговое название «Фреоны».

Фреон R22 (запрещен к использованию)

22-й — производный метана СН4. В нём два атома водорода заменены фтором и один — хлором. Химическое наименование – дифторхлорметан. Теплофизические параметры — близкие с пропаном. Теплота испарения 1 кг 22-го хладона приблизительно вдвое ниже, чем у пропана, но и плотность пара вдвое выше. Так, что при небольшой перенастройке системы получается паритет.

Он не горюч, не ядовит, не способен поддерживать дыхание. Тяжелее воздуха, поэтому при больших объёмах утечки может заполнить помещение компрессорной и вызвать удушье из-за недостаточного количества кислорода. Опасность ликвидируется простым проветриванием.

Недостаток у нашего хладона заключается в наличии в составе Cl. Он, как оказалось, способствует разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. В связи с вновь открывшимся обстоятельством эксплуатация хлорсодержащих хладагентов была запрещена или ограничена. Так 22-й фреон должен быть полностью исключён состава рабочих тел холодильников, чиллеров после 2020 года.

В связи с этими запретами пришлось разрабатывать новые хладагенты, не содержащие хлора и не оказывающие разрушительного воздействия на окружающую среду. Но наряду с очередными разработками необходимо было учитывать огромный парк действующего оборудования. Поэтому, ещё одним требованием, предъявляемым к новым хладонам, была возможность использования в существующих холодильных агрегатах.

Подобрать адекватную однокомпонентную замену 22 фреону не удалось. Решение возникшей задачи было найдено с применением смеси хладагентов.

Фреон R407 (пример чиллера: Aytek Protech)

Хладон 407 состоит из R32, R125 и R134а, смешанных в соотношении 23, 25 и 52 %% соответственно. По теплофизическим параметрам полученный вариант очень близок к R22. У него выше температура кипения при нормальных условиях, больше теплота испарения. Другими словами, для получения нужного уровня холода компрессор должен работать при более низком давлении, т. е. более нагруженным. Но производительность замораживания будет на более высоком уровне.

Разница величин составляет около 10 %. Это укладывается в расчётную погрешность с учётом потерь тепла на диффузию, но, тем не менее, стоит различия учитывать при проектных расчётах.

Существенный недостаток 407-го хладагента заключается в его многокомпонентности. При наличии утечек, составляющие улетучиваются неравномерно, что создаёт значительные сложности при дозаправке. При больших потерях приходится выпускать из системы оставшийся газ и заправлять её заново, что при гораздо более высокой цене составляет значительную сумму затрат.

К тому же, использование R407 требует более дорогого синтетического масла, в то время, как 22-й позволяет обходиться минеральным.

Фреон R410A (пример чиллера: Aytek Novatech)

Ещё один хладагент, призванный заменить вредный для верхних слоёв атмосферы дифторхлорметан.

Так же, как и предыдущий, он состоит их нескольких компонентов – R32 и R125 в равных количествах.

И аналогично ему имеет набор достоинств и недостатков.

Преимущества 410А:

— более низкая температура кипения при нормальных условиях

— выше теплота парообразования

— возможность частичной дозаправки при утечке

Но наряду с положительными свойствами хладон обладает и рядом отрицательных.

Недостатки 410А:

— Большее, чем у R22 давление

— Необходимость заправки объёмов синтетическим маслом

Выбрав чиллер, работающий на хладагенте 410А можно получить более низкие температуры и большую холодопроизводительность при равных характеристиках компрессора.

В случае появления негерметичности в нет необходимости выпускать всю массу рабочего тела подобно 407-му и производить дорогостоящую заправку заново. Можно просто добавить потерянный объём, несмотря на двухкомпонентность.

Синтетическое масло, требуемое для работы чиллеров, обладает высокой гигроскопичностью, поэтому при заправке следует соблюдать меры предосторожности. В противном случае влага, попавшая внутрь, может замерзнуть и привести к необходимости выпуска фреоны и новой герметизации и осушения системы.

Большое рабочее давление делает невозможной работы на 410 хладагенте хладоагрегатов, спроектированных для 22-го.

Дополнение о вреде R22

Хладоны 12, 22 были разработаны компанией DuPont. Это были недорогие и эффективные хладагенты, быстро завоевавшие широкое признание в «рефрижераторных» кругах.

Оборотная стороны дешевизны и популярности заключается в том, что производить подобную продукцию под другим названием («Фреон» – это торговая марка, принадлежащая Дюпон), создав конкуренцию изобретателям.

Заметив снижение продаж и падение доходов, DuPont вынуждена была принимать некоторые меры для выживания на конкурентном рынке.

Спустя время появились сведения, что хлор, содержащийся в доступных и простых в производстве холодильных агентах, способствует разрушению озонового слоя, защищающего Землю о вредоносного космического излучения. Последовали запретительные меры, а сообществу холодильщиков были предложены более дорогие и сложные составы. Но они не содержали вредного галогена.

Сложно понять, правда это или нет, но есть сведения, что информация о вреде R22 и ему подобных вместе с инициацией запрета производства и использования исходила от той же DuPont.

Выводы:

Сопоставив все приведённые сведение, взвесив за и против, можно дать следующие рекомендации:

— Если оборудование рассчитано на 22 фреон следует пользоваться именно им до тех пор, пока есть возможность его приобретения за разумную цену, и нет окончательного запрета на применение.

— При приобретении новых рефрижераторных агрегатов, проектировании холодильного производства или хранилища надо произвести тщательный технико-экономический расчёт. Учесть требуемые режимы и холодопроизводительность, стоимость оборудования и его эксплуатации. Также учесть близость 2020 года с полным запретом хлорсодержащих хладонов.

И только после полного анализа всех факторов делать вывод о применении оборудование, предназначенного для того или иного фреона.

О новом порядке ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ. Подробный обзор ситуации

Уважаемые коллеги, в ответ на многочисленные вопросы руководителей климатических компаний, хотим, насколько возможно, внести ясность в вопрос ввоза/вывоза хладагентов и заправленного ими оборудования на территорию РФ.

Сейчас уже бесполезно искать виновных в подписании Монреальского протокола и ратификации всех последующих поправок от лица нашей страны. Тем не менее, сегодня РФ обязана выполнять все требования этих навязанных нам извне документов, невзирая на реальное положение вещей и сигналы профессионалов от производства и бизнеса. Это и является причиной появления решений чиновников Евразийского экономического союза, а также Минприроды, Минпромторга и Росприроднадзора, затрагивающих интересы всех предприятий РФ, работающих с хладагентами.

Список хладагентов, на ввоз которых нужно разрешение

Итак, Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК)№30 от 16.03.2021г. вводится разрешительный порядок ввоза/вывоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза гидрофторуглеродов (ГФУ) из списка F (см. табл. 1), утвержденного на международном уровне в рамках Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу принятой 15 октября 2016. Целью данного соглашения, как утверждается, является минимизация эмиссии газов с высоким индексом потенциала глобального потепления (GWP).

Таблица 1. Список F веществ, для которых установлен разрешительный порядок ввоза

Данное Решение, вступившее в силу 18.04.2021г., помимо самого факта своего появления, имеет ряд существенных недочетов:

  • ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам. К ним теперь применяются столь же жесткие ограничения при производстве и импорте/экспорте, как и при обращении с озоноразрушающими веществами;
  • не предусмотрен достаточный переходный период (от принятия Решения 30, до того как на таможне стали требовать лицензии на ввоз и вывоз было дано 32 дня). Тем самым, как бизнесу, так и контролирующим госструктурам РФ не было дано возможности подготовиться к введению в действие ограничений по ввозу/вывозу ГФУ;
  • под ограничения попал самый экологичный из доступных сегодня хладагентов R32, GWP которого в три раза ниже, чем у R

Последствия не заставили себя долго ждать – задержка оборудования с моногазами на границе привела к огромным убыткам для бизнеса и недоплаченным налогам на прибыль и НДС в бюджет страны. По предварительным оценкам, потери бюджета составили миллиарды рублей.

Итоги Монреальского протокола и Кигалийской поправки: самые эффективные хладагенты – под запретом. На ввоз других требуется разрешение.

Как оформить разрешение и сколько это стоит

Процедура разрешительного порядка ввоза определяется на национальном уровне. Для Российской Федерации – это двухступенчатая схема: получение разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, и, на основании этого разрешения, получение лицензии в Минпромторге.

Читайте также  Почему холодильник отключился и не включается

Минприроды в ответ на письмо АПИК (письмо 20-50/6331-ОГ от 11.05.2021), разъяснило, что действие Решения ЕЭК №30 распространяется намоно-хладагенты и оборудование их содержащее из списка F (например, ГФУ-32, ГФУ-134а), а также хладагенты, которые содержат в своем составе ГФУ из списка (например, R410a, который является смесью R32 и R125).

Вместе c тем, оборудование, работающее на смесевых хладагентах (в частности, на R410a) не упомянуто в разъяснениях Минприроды и не попадает под новое регулирование.

Выдача разрешения на ввоз/вывоз озоноразрушающих веществ (а теперь Решением ЕЭК №30 ГФУ приравнены к озоноразрушающим веществам) осуществляется Росприроднадзором на основании Регламента, утвержденного Минприроды Приказом 907 от 22.11.2011. В статье 13 регламента приведен исчерпывающий список документов необходимых для подачи в Росприроднадзор с целью получения Разрешения на ввоз или вывоз озоноразрушающего вещества.

На каждый контракт, необходимо получать отдельное разрешение. В большинстве случаев необходимо представить заключение химико-аналитической лаборатории. Из-за небольшого количества участников рынка озоноразрушающих веществ, количество лабораторий, выдающих заключения на озоноразрушающие вещества в РФ, не велико. Однако введение регулирования по ГФУ резко увеличило количество обращений в такие органы, что чревато образованием очередей.

Как уже говорилось, основанием для выдачи Минпромторгом Лицензии на ввоз/вывоз является Разрешение от Росприроднадзора.

Ориентировочные сроки получения лицензии таковы:

  1. Подготовка пакета документов – приблизительно 3 недели;
  2. Получение разрешения Росприроднадзора – до 20 рабочих дней;
  3. Получение лицензии Минпромторга – до 10 рабочих дней.

Итого, общий срок получения всех требуемых документов превышает 2 месяца при хорошей организации процесса и благоприятных на то обстоятельствах.

Стоимость оформления одной лицензии складывается из стоимости заключения химико-аналитической лаборатории – это несколько десятков тысяч рублей, госпошлины за выдачу разрешения – 160 000 рублей и пошлины за выдачу лицензии – порядка 7 500 рублей.

Парадоксы ситуации. А что будет дальше?

Необходимо отметить, что введение новых правил выдачи разрешений привели к парадоксальной ситуации – продать оборудование с ГФУ из РФ в страну ЕАЭС (или другую страну ближнего зарубежья) стало существенно дороже и хлопотнее, чем, например, из стран ЕС, где введен уведомительный порядок экспорта ГФУ. Прошло чуть более месяца после вступления в силу Решения ЕЭК №30, но уже сейчас можно уверенно констатировать критическое падение конкурентоспособности российского бизнеса на зарубежных рынках.

В связи с вышеизложенным, возникает законный вопрос: «А что дальше?»

А дальше, судя по всему, будет создаваться система распределения квотирования ввоза/производства ГФУ.

Если посмотреть на опыт Европы, применяющей регулирование ГФУ уже несколько лет, нам предстоит создать и внедрить систему распределения квот, основанную на эквиваленте СО2.

В рамках этой задачи представляется целесообразным:

  • составить план-график вывода из обращения ГФУ с наиболее большими GWP;
  • отработать процедуру получения и передачи квот между хозяйствующими субъектами;
  • ввести отчетность по использованию квот;
  • упростить/упразднить процедуру экспорта оборудования с ГФУ;
  • принять необходимые для экономики страны исключения, прежде всего – в оборонной и атомной промышленности, медицине, транспорте, в производстве полупроводников и оборудования, работающего при температурах ниже -50С;
  • исключить из системы лицензирования предприятия малого бизнеса.

Данные требования к перспективному регулированию оборота ГФУ ясно показывают отличия от регулирования оборота озоноразрушающих веществ.

Очевидно, что практика применения единых требований к обороту озоноразрушающих веществ и ГФУ приводит и будет приводить в дальнейшем к серьезным проблемам для производителей и торговых организаций в сфере строительства, климатического и холодильного бизнеса.

Всё более насущной становится необходимость юридически оформленного разделения требований к озоноразрушающим веществам и к ГФУ. Это просто необходимо для минимизации издержек бизнеса и государства по мере введения всё более жёстких требований к производству и трансграничному обороту ГФУ, обусловленных выполнением обязательств в рамках Кигалийской поправки Монреальского протокола.

10 опасных для природы изобретений

Основу агрохимии заложили в 30-40-х годах XIX века француз Жан Батист Буссенго и немец Юстус Либих, однако массовое производство химических удобрений началось в XX веке. В последние годы объем их потребления достигает 160 млн тонн, наиболее распространены азотные и фосфорные удобрения. Между тем постоянное их использование нарушает биологический цикл растений, приводит к эрозии почвы, уничтожению в ней микроорганизмов и насекомых. Через грунтовые воды удобрения попадают в водоемы и вызывают гибель рыб и других животных.

Двигатель внутреннего сгорания

В 1876 году немец Николаус Отто построил первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Первый автомобиль с таким двигателем сконструирован в 1885 году Карлом Бенцем. Сейчас число машин на планете превышает 700 млн. При этом в среднем один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 тонн кислорода, выбрасывая 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота и 200 кг других парниковых газов. По данным ВОЗ, эти выбросы сокращают продолжительность жизни человека в среднем на 4 года.

Перевозка нефти по морю

Первый в мире нефтеналивной паровой танкер был построен в 1877 году в Швеции по заказу «Товарищества братьев Нобель». Сейчас моря и океаны бороздят более 4 тысяч танкеров, перевозящих в год более 2 млрд тонн нефти. В то же время регулярными стали экологические катастрофы, вызываемые этими судами. Одним из крупнейших стал в 1978 году разлив 220 тысяч тонн нефти с американского танкера Amoco Cadiz, приведший к загрязнению 360 км побережья Франции. Экологическое равновесие в регионе нарушено до сих пор.

Производство алюминия

Метод получения алюминия путем электролиза был разработан в 1886 году американцем Чарльзом Холлом и французом Полем Эру. Однако из-за высоких энергозатрат технология нашла применение только в XX веке. По данным экологов, при производстве одной тонны алюминия выбрасывается до 40 кг высокотоксичного фтора, а также диоксид серы, оксиды углерода и азота, тяжелые металлы. При попадании в организм они вызывают гнойные бронхиты, пневмонии и другие заболевания. Кроме того, в зоне выбросов под действием фтора исчезает растительность.

Добыча углеводородов на шельфе

Первопроходцем морского нефтепромысла считается нефтяник из Калифорнии по фамилии Уильямс, который в 1896 году пробурил первую скважину в 400 м от берега. Сейчас на морском шельфе добывается около 1,1 млрд тонн нефти (треть мировой добычи), однако этот способ все чаще вызывает протесты экологов из-за частых аварий на платформах. Последняя катастрофа на буровой платформе BP произошла 20 апреля этого года в Мексиканском заливе. В воду до сих пор ежедневно попадает до 9,5 тысячи тонн нефти.

Полиэтилен

Изобретателем полиэтилена считается немец Ганс фон Пехманн, который получил его в 1898 году. Материал нашел самое массовое применение для производства упаковочных пленок и пакетов, труб и даже игрушек. По данным ученых, ежегодно в мире используется 4 трлн полиэтиленовых пакетов, которые составляют до 9 процентов всего производимого людьми мусора. При этом в земле этот материал не разлагается, а при сжигании выделяет вредные вещества. По данным экологов, из-за полиэтиленового мусора ежегодно гибнет более 100 тысяч обитателей океана.

Фреон

В 1928 году американский химик Томас Мидглей-младший синтезировал новый газ — фреон. Благодаря своим термодинамическим свойствам газ нашел широкое применение в холодильниках, кондиционерах, парфюмерии и аэрозолях. Только в 1980-х годах ученые выяснили, что в атмосфере фреон разлагается с выделением хлора, разрушающего озоновый слой. При этом парниковая активность фреонов в зависимости от марки в 1300-8500 раз превышает аналогичные свойства углекислого газа.

Антибиотики

В 1929 году британец Александр Флеминг открыл первый антибиотик — пенициллин, который впоследствии спас миллионы человеческих жизней. В настоящее время существует уже около 200 антибактериальных препаратов. Несмотря на их незаменимость, ученые заявляют о появлении из-за обилия антибиотиков новых устойчивых штаммов, вызывающих тяжелые болезни человека и животных. Особое беспокойство специалистов вызывают США, где в животноводстве и птицеводстве используются до 70 процентов всех существующих препаратов.

Атомная энергетика

Первая в мире Обнинская АЭС была открыта в 1954 году в Калужской области. Сегодня в мире насчитывается около 440 ядерных реакторов общей мощностью свыше 365 ГВт. При этом даже редкие аварии на АЭС грозят глобальными экологическими катастрофами. Так, авария 1986 года на Чернобыльской АЭС привела к сильнейшему радиоактивному загрязнению территории в 200 тысяч кв. км. Кроме того, постоянные протесты экологов вызывают геологическое захоронение радиоактивных отходов и их перевозка по морю.

Генетически модифицированные организмы

Генетически модифицированные организмы были получены американскими учеными в начале 1980-х годов. В 1988 году в США появились первые посадки трансгенных злаков. Сейчас сельхозкультуры с измененными генами занимают в мире более 100 млн га. Между тем вопрос о безопасности продуктов с ГМО остается открытым. Некоторые ученые утверждают, что они могут вызывать мутации, аллергию и приводят к патологии внутренних органов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: