Закон о счетчиках на отопление

Закон о счетчиках на отопление

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Квартиры в МКД с ИТП будут платить за отопление по показаниям своих счетчиков тепла, даже если не 100% помещений в доме оборудованы такими счетчиками

Конституционный Суд РФ потребовал распространить тот же порядок расчета платы за отопление, какой предусмотрен для домов с централизованным отоплением, и на дома с ИТП — а именно дома, оснащенные ОДПУ теплоэнергии, подключенные к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), и в которых часть помещений (но не все) оборудованы ИПУ тепла (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 24-П).

Напомним, что учет показаний ИПУ тепла для таких домов не ведется исстари, а Правила предоставления коммунальных услуг N 354 предусматривают несколько схем расчета платы за отопление, и они зависят от того, имеется ли в МКД централизованное теплоснабжение, или услуга по отоплению производится в МКД самостоятельно (в ИТП, крышной котельной, бойлерной и т.п.):

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания ИПУ не учитываются, общее показание ОДПУ делится на всех собственников пропорционально площади помещений

Читайте также  Какие радиаторы отопления лучше для квартиры

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, вычисляется «среднеквартирное» потребление для помещений без ИПУ ТЭ, показания ИПУ и «среднеквартирные» сумируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

Таким образом, жители МКД с ИТП, если хотя бы у одного помещения в таком доме не было ИПУ теплоэнергии, не могли оплачивать отопление сообразно с собственным потреблением тепла (кстати, еще 3 года назад аналогичное правило существовало и для МКД с централизованным отоплением, но в июле 2018 года Конституционный Суд РФ по жалобе г-на Деминца потребовал от Правительства РФ пересмотреть правила расчета, и «централизованно» отапливаемые МКД, частично оборудованные ИПУ ТЭ, получили право на учет показаний работающих ИПУ).

Конституционный Суд РФ счел такое положение для домов с ИТП несправедливым и указал:

— оспариваемая ч. 1 ст. 157 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, поскольку не предполагает запрета на учет показаний ИПУ тепла в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такой МКД оснащен ОДПУ теплоэнергии и в нем большая часть помещений оборудована ИПУ тепла;

— абз.3 п.40, абз.1 и абз.4 п.54 Правил N 354 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможность учитывать показания ИПУ тепла в МКД упомянутого выше вида;

— Правительство РФ обязано внести необходимые изменения в Правила N 354, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такие МКД которые оснащены ОДПУ тепла, но не все помещения в них оборудованы ИПУ тепла, с учетом показаний последних;

— впредь до внесения поправок в Правила N 354 нужно по одинаковым правилам рассчитывать плату за отопление для жителей всех МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения — хоть по зависимой схеме, хоть по независимой схеме через ИТП, — а именно по формуле 3.1 на основании показаний ИПУ тепла (только для случаев, когда поступающая в МКД теплоэнергия не используется для производства горячей воды).

В числе аргументов, на которые сослался Конституционный Суд РФ, следующие:

— Закон об энергосбережении (ч. 7 ст. 13) требует от собственников помещений в МКД, оборудованных ИПУ тепла, обеспечить надлежащую эксплуатацию этих ИПУ, их сохранность, своевременную замену. Но это дополнительные расходы, которые должны быть оправданы достижением социально значимого результата — рационального расходования тепла в МКД, а это невозможно без использования показаний ИПУ тепла;

— ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает;

— Правила N 354 связывают особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в МКД доме централизованной системы теплоснабжения. При этом понятие «централизованной системы теплоснабжения МКД» нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за отопление — ведь дом с ИТП тоже присоединен к централизованным сетям, просто тепло передается без передачи теплоносителя;

— паспорта МКД с ИТП (размещенные в ГИС ЖКХ) содержат общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления и характеризуют ее как «центральную». Жители таких домов, изучившие паспорт дома, имеют обоснованные ожидания того, что в их доме показания ИПУ тепла должны приниматься к учету, даже если ими оборудованы не 100% жилых и нежилых помещений в доме;

— на самом деле жителям таких домов расчет платы за отопление производится иным способом, что нарушает конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в МКД, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой — жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания;

— значит, существующая модель («общее тепло» на все квадратные метры без учета показаний ИПУ) фактически, в ущерб интересам законопослушных собственников в конкретном МКД, создает условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей услуги отопления, позволяя им расходовать тепло за счет отнесения части платы за нее на «теплоэкономных» соседей;

— и мало того, что эта модель несправедлива, — так она еще и ведет к неоправданному росту потребления теплоэнергии в МКД, а тем самым — к ее перепроизводству, усиливающему карбоновый след, и к саботажу государственной политики энергосбережения.

Пересмотр дела заявительницы, тем не менее, невозможен, — ведь пересчет по указанной КС РФ методике за прошлый период был бы возможен, если бы в УК имелись данные всех имевшихся в МКД ИПУ тепла. Но поскольку УК не фиксировала этих показаний, то данных для пересчета платы за отопление объективно не имеется. Однако заявительнице полагается компенсация, подумать над которой и рассчитать размер приказано мировому судье, который первый вынес отказное решение по делу заявительницы.

Отметим, что использование показаний ИПУ тепла — независимо ни от системы отопления, ни от количества помещений, оснащенных этим ИПУ, — стало настоящим трендом: еще 19 мая 2021 года Верховный Суд РФ, очевидно, вынес решение, аналогичное Постановлению N 24-П, по административному иску о признании недействующими частично абз. 9 п. 54 Правил N 354, и абз.1 п. 20(1) приложения N 2 к этим Правилам (то есть оспаривался запрет использовать показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла). Решение по иску пока не опубликовано, однако судя по карточке дела, — иск удовлетворен полностью (дело АКПИ21-247).

Вводятся новые правила для владельцев счетчиков

Суды уже не раз подтверждали, что вся ответственность за коммунальные счетчики возлагается на собственника жилого помещения. Поэтому полезно будет узнать, какие новые правила ожидают владельцев счетчиков в ближайшее время.

1. Изменился порядок учета показаний счетчика

Как известно, к начислению квартплаты принимаются только показания исправного счетчика. А таковым он признается, если:

— у него отсутствуют механические повреждения,

— не нарушены контрольные пломбы,

— корректно отображается результат измерений,

— и не истек срок действия последней поверки.

Поскольку в сложившейся ситуации проводить плановую поверку счетчиков проблематично, правительством было принято беспрецедентное решение:

— временно снять запрет на прием показаний счетчиков, у которых истек межповерочный интервал.

Постановлением Правительства от 2 апреля 2020 г. № 424 приостановлено действие п. 81 (12) Правил № 354 (о том, что счетчик, не прошедший поверку, считается вышедшим из строя).

Эта мера введена по всей территории РФ на срок с 6 апреля (дата официального опубликования постановления) и до 1 января 2021 года.

Таким образом, начиная с 6 апреля, управляющие и ресурсоснабжающие организации обязаны принимать показания счетчиков, даже если они не прошли очередную поверку.

А как быть, если срок поверки истек до 6 апреля?

Официальных разъяснений от Минстроя пока нет. Но, исходя из буквального толкования действующих норм, можно сделать такой вывод:

— за период до 6 апреля квартплата может начисляться по общим правилам. За первые три месяца — по средним показаниям счетчика, а далее — по нормативам и с повышающим коэффициентом 1,5;

— а после 6 апреля и до конца года расчет идет по показаниям счетчика — так же, как если бы он прошел поверку.

Что касается остальных случаев, когда счетчик признается недействительным (поломка, истечение срока эксплуатации и повреждение пломб), то по ним исключений не предусмотрено.

Поэтому, если счетчик вышел из строя, нужно известить об этом поставщика ресурса, добавив, что в связи с текущей ситуацией заменить его нет возможности.

Зафиксируйте свое уведомление (запишите номер своей заявки в диспетчерскую, сохраните письмо на электронной почте или сделайте скриншот). В дальнейшем это позволит избежать штрафных санкций за неисправный счетчик.

2. Поверка будет оформляться по-новому

С 24 сентября этого года вступят в силу поправки в Закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Результаты поверки счетчика теперь будут регистрироваться в электронном реестре Росстандарта (Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений).

Привычное бумажное свидетельство о том, что поверка выполнена, выдадут владельцу счетчика только по отдельному заявлению. Также без заявления не будут ставить знак поверки на сам счетчик и делать отметку в его паспорте.

Юридически поверка будет считаться действительной лишь при наличии электронной записи в реестре Росстандарта. С новым порядком столкнутся все, у кого срок поверки счетчика истекает после 24 сентября (Закон от 27 декабря 2019 г. № 496-ФЗ)

Читайте также  Как работает инфракрасный обогреватель

3. Счетчики тепла будут учитывать по-новому

Буквально на днях парламент принял поправки к Жилищному кодексу РФ. Статья 157 дополняется новым требованием:

Плата за отопление в многоквартирном доме должна рассчитываться с учетом разделения значений общедомового счетчика тепла и поквартирных счетчиков.

Еще в 2018 г. Конституционный Суд РФ признал незаконным порядок, при котором индивидуальные счетчики тепла не учитываются, если ими не оснащены все квартиры дома (постановление от 10 июля 2018 г. № 30-П).

После в Правила № 354 включили новые формулы расчета для таких случаев, но они недостаточно учитывают показания общедомового счетчика тепла.

Из-за этого жильцы со счетчиками оказываются в менее выгодном положении по сравнению с соседями без счетчиков. Принятые поправки должны исправить такую ситуацию.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

10 июля Конституционный суд РФ вынес постановление, которое изменило подход к расчёту платы за теплоснабжение многоквартирного дома: платить за отопление по показаниям счётчика можно независимо от того, есть ли индивидуальные приборы учёта во всех помещениях дома. Но, конечно, есть нюансы. Узнайте, как исполнителю КУ теперь начислять плату за теплоснабжение МКД.

Как рассчитывалась плата за теплоснабжение до постановления КС РФ

В соответствии с п. 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, объём потреблённого ресурса должен фиксироваться индивидуальными приборами учёта (ИПУ) и общедомовыми (коллективными) приборами учёта (ОДПУ).

С 1 января 2012 года в новых многоквартирных домах должны быть обязательно установлены ИПУ и ОДПУ тепловой энергии, а в МКД после капитального ремонта – при наличии технической возможности (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Потребители обязаны оплачивать фактически принятый объём коммунального ресурса согласно данным счётчика. Если ИПУ не установлен, то оплата производится исходя из норматива потребления коммунального ресурса (ст. 544 ГК РФ и ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

  • если ИПУ и ОДПУ не установлены – исходя из норматива потребления;
  • если есть ОДПУ, но ИПУ установлены не во всех помещениях МКД – исходя из показаний общедомового счётчика пропорционально площади каждого помещения;
  • если есть ОДПУ и ИПУ во всех жилых и нежилых помещениях дома – по показаниям.

Для расчётов по показаниям счётчиков ими должны быть оснащены 100% помещений в МКД, и все ИПУ должны быть исправны. Согласно п. 42(1) ПП РФ № 354, если хотя бы одно помещение в МКД не оборудовано индивидуальным прибором учёта тепла, то показания других ИПУ, установленных в помещениях дома, к расчётам не принимаются. Оплата начисляется исходя из показаний общедомового прибора учёта пропорционально площади занимаемого потребителем помещения (абз. 3 п. 42(1) и формулы 3, 3(1), 3(2) Приложения № 2 к ПП РФ № 354).

Как в КС РФ оказалось дело о расчёте платы за отопление

Оспорить подобный подход к расчёту платы за теплоснабжение решился Сергей Деминец, проживающий в 17-этажном многоквартирном доме 2015 года постройки.

Все помещения в МКД были оборудованы общедомовым и индивидуальными приборами учёта тепловой энергии. Плата за КУ начислялась согласно абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354 – по показаниям ИПУ и ОДПУ.

Но в 2016 году некоторые собственники помещений в доме отказались от учёта тепловой энергии, демонтировав счётчики. Показания ИПУ жителей дома, сохранивших их в рабочем состоянии, управляющая домом компания к расчёту не принимала. Плата за отопление начислялась путём распределения всего объёма ресурса, зафиксированного ОДПУ, согласно абз. 3 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Платежи за теплоснабжение выросли. Собственник посчитал, что подобный подход к расчётам ущемляет права аккуратных потребителей, ставя их в зависимость от воли соседей, и не позволяет экономить энергоресурсы. Он обратился в суд.

Решение суда первой инстанции было в пользу управляющей компании: суд отказал истцу в перерасчёте, сославшись на п. 42(1) ПП РФ № 354. Это решение поддержал и областной апелляционный суд.

Чтобы оспорить п. 42 (1) ПП РФ № 354, на который опирались суды при вынесении решений, собственник обратился в Верховный Суд РФ. Он настаивал, что указанный пункт законодательного акта позволяет жителям МКД, не сохранившим счётчики, незаконно обогащаться за счёт соседей, бесконтрольно расходуя тепло. Но ВС РФ отказалв удовлетворении иска. Это решение поддержала Апелляционная коллегия ВС РФ. Потребитель подал кассационную жалобу, но суд трижды её отклонил.

Почему КС РФ изменил подход к расчётам за тепловую энергию

Последней инстанцией для упорного собственника стал Конституционный Суд РФ. Он подтвердил право потребителей экономить теплоэнергию. В постановлении КС РФ от 10.07.2018 № 30-П/2018 звучит однозначная позиция: действующий подход к расчётам за отопление не соответствует Конституции РФ и нарушает принципы равенства и справедливости.

Государство обязано способствовать максимально эффективному потреблению энергоресурсов, в том числе с помощью их учёта в сфере ЖКХ (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Согласно п. 2 определения КС РФ от 10.10.2017 № 2256-О, конституционно-правовые требования, которые регулируют процесс потребления коммунальных ресурсов жителями МКД, не должны противоречить друг другу.

КС РФ указал, что МКД, введённые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оборудованы приборами учёта коммунальных ресурсов (в том числе теплоснабжения), а старые дома – оснащаться ими после капитального ремонта или реконструкции при наличии технической возможности. При этом собственники обязаны обеспечить сохранность и своевременную замену установленных счётчиков (ч. 7 ст. 13 № 261-ФЗ).

Учёт потребляемых жителями МКД ресурсов с помощью ИПУ – один из главных механизмов, стимулирующих потребителей к рациональному использованию коммунальных ресурсов. Поэтому расчёт платы по показаниям счётчиков должен иметь приоритет по сравнению с расчётными способами. Без использования показаний индивидуальных приборов учёта, как утверждает КС РФ, эффективное использование тепловой энергии и её рациональное расходование в помещениях МКД невозможно.

В постановлении отмечается, что расчёт платы за отопление без учёта показаний ИПУ из-за отсутствия счётчиков у других потребителей в МКД ущемляет права собственников, которые ведут учёт расхода тепловой энергии. Получается, закон позволяет недобросовестным жителям дома нерационально расходовать коммунальный ресурс, ведь часть платы за него будет отнесена на иных потребителей в МКД.

Основываясь на этих выводах, КС РФ предписалФедеральному Собранию РФ и Правительству РФ внести изменения в законодательство, устранив его противоречие Конституции РФ. До этого момента плата за отопление помещений в МКД должна начисляться согласно абз. 4 п. 42 (1) ПП РФ № 354.

Основания досрочного пересмотра тарифов на КУ

Как теперь рассчитать плату за теплоснабжение в МКД

Пока ФС РФ не внесло изменений в законодательство согласно постановлению КС РФ, исполнители коммунальной услуги по теплоснабжению должны принимать к расчёту показания исправных ИПУ, независимо от наличия или отсутствия счётчиков в других помещениях МКД.

  • Для помещений, оборудованных счётчиками тепловой энергии, плата определяется исходя из показаний ИПУ и показаний ОДПУ по формулам 3(3) и 3(4), приведённым в приложении № 2 к ПП РФ № 354.
  • Собственникам помещений без установленных счётчиков плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из норматива потребления и площади квартиры. Разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и потребления по нормативу составит объём ресурса, потреблённого на содержание общего имущества собственников в МКД..

Также Конституционный суд РФ постановил, что решения судов всех инстанций по иску собственника к управляющей компании подлежат пересмотру. Мы продолжим следить за резонансным делом.

Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?

– В квартире установлен счетчик на отопление, но управляющая компания ведет начисление по общедомовому счетчику. Как мне поступить в этой ситуации?

Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:

В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.

К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.

В случае, если в здании установлен общедомовой счетчик учета тепла и при этом часть поквартирных счетчиков не установлена или не работает, УК должна вычитать данные исправных поквартирных счетчиков из значений общедомового прибора учета, а затем оставшееся значение делить на количество квартир, в которых счетчики не работают или не установлены.

Читайте также  Как сделать масляный радиатор своими руками

Что делать, если в доме есть неисправные счетчики, а УК рассчитывает плату за отопление «в среднем»? Во-первых, необходимо выяснить в самой УК, почему они не придерживаются буквы закона. Если диалог не изменит ситуацию, необходимо обратиться в суд. В настоящее время в судебной системе уже существует прецедент, когда Конституционный суд РФ признал отказ начислять плату за отопление, исходя из показаний счетчика тепла в квартире, оборудованной исправным прибором учета, и обязал внести необходимые изменения в действующее законодательство.

Напомню, что в настоящее время, согласно последней версии документа «Правила предоставления коммунальных услуг», плата за тепло по счетчикам может начисляться, если не менее 50% жилых и нежилых помещений оборудованы приборами учета.

Отвечает руководитель отделения городской недвижимости компании «НДВ» Елена Мищенко:

За неимением полной информации, можно предположить, что Вы стали участником одного из трех сценариев.

1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания. Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить. Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура. Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2018 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.

2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД). Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет. В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.

3. Индивидуальные счетчики на отопление установлены во всех помещениях МКД, но УК все равно игнорирует их, начисляя произвольные показания. Возможно, Вы имеете дело с простым нежеланием УК рассчитывать расходы на отопление по индивидуальным приборам. Бывает, что УК до отопительного сезона производит предоплату за поставку тепла, а жильцы отключили радиаторы, если не живут в квартире — в этом случае возможен недобор денежных средств.

Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением. Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других. Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.

Для того чтобы убедиться, действительно ли управляющая компания не обращает внимание на индивидуальные приборы учета, нужно подать ей заявление с просьбой подробно разъяснить, каким образом и на основании чего был произведен расчет платы. Если в итоге выяснится, что они не были учтены, то указанные действия управляющей организации можно обжаловать в судебном порядке, а также в административном (путем подачи жалоб в прокуратуру, Государственный жилищный надзор). При наличии нарушений компетентные органы примут меры по их пресечению и восстановлению прав заявителя.

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

До недавнего времени было так: если счетчики на отопление стоят не во всех квартирах в доме, то все платят по площади квартиры. Но этим летом справедливость восторжествовала, хотя и не до конца. Житель Подмосковья отстоял свое право в Конституционном суде, и суд принял решение о внесении изменений в закон. Однако изменения касаются только домов, введенных в эксплуатацию (построенных или после капремонта) после 1 января 2012 года и оборудованных в обязательном порядке счетчиками тепла. А все остальные дома платят как раньше либо по нормативам, либо по общему счетчику. Частные счетчики не учитываются ни в коем случае. Так что Вашу претензию надо адресовать не в ТСЖ, а мошенникам, установившим Вам счетчик под предлогом возможности его использования.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Поверка счетчиков: обновленные правила в Подмосковье

С начала 2021 года предприятия — поставщики ресурсов больше не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки. До конца 2020 года действовал соответствующий мораторий из-за сложной эпидемиологической обстановки по коронавирусу. Как часто нужна поверка счетчиков, как выбрать компанию, которая проводит поверку, и что будет, если не обслуживать приборы учета, читайте на mosreg.ru.

Мораторий на штрафы

Деньги и суд

Источник: ©, пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области

В июне 2020 года правительство России приняло решение о введении временного моратория на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги. До конца года с граждан не взыскивали неустойку за пользование бытовыми приборами учета без проведения поверки.

Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны были принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг.

Отмена моратория

Счетчик потребления горячей воды в квартире.

Счетчик потребления горячей воды в квартире.

С 1 января 2021 года поставщики ресурсов не принимают показания счетчиков с истекшим сроком поверки.

В соответствии с действующим законодательством в случае использования счетчика с истекшим сроком поверки расчет потребления и оплата проводится по нормативу, что может привести к увеличению размера платы.

Поверка счетчиков

Вебинар о новых правилах замены счетчиков прошел в Министерстве энергетики Подмосковья

Вебинар о новых правилах замены счетчиков прошел в Министерстве энергетики Подмосковья

Счетчики устанавливают, чтобы считать потребление горячей и холодной воды, отопления, газа, электроэнергии. За счетчики горячей и холодной воды, тепла и газа отвечает лично собственник. В случае выхода прибора учета за межповерочный интервал или окончания срока эксплуатации его нужно, соответственно, поверить или заменить. Поверку счетчиков проводит специальная лицензированная организация за счет собственника помещения.

С июля 2020 года за счетчик электроэнергии несет ответственность гарантирующий поставщик. Кто это, можно узнать из квитанции за электричество. Специализированная организация по наступлении времени поверки сама связывается с собственником помещения и назначает время посещения специалиста, который бесплатно выполняет все необходимые работы. Если не пустить работника домой, стоимость электричества начнут начислять по нормативу с применением повышающего коэффициента.

Как узнать сроки поверки

Ноутбук

Срок следующей поверки прибора учета можно узнать из квитанции, в личном кабинете на сайте для оплаты ЖКУ, по телефону в управляющей организации, из технического паспорта счетчика и у гарантирующего поставщика в случае электроэнергии.

Как правило, на холодную воду счетчики нужно поверять раз в шесть лет, на горячую — раз в четыре года. У универсальных счетчиков межповерочный интервал — шесть лет. У электрических счетчиков, в зависимости от модели, межповерочный интервал доходит до 16 лет.

Как выбрать организацию для поверки счетчиков

Оплата онлайн

Проводить поверку и замену счетчиков имеют право организации, получившие аккредитацию. Проверить компанию можно на сайте Росаккредитации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: